Для проведения практических занятий в школе имеются оборудованныемастерские и классы технологий.
Для проведения уроков по швейному делу в швейных мастерских имеется следующее оборудование: швейные машины с ножным приводом, бытовые швейные машины с электроприводом, бытовая вышивальная машина, швейные машины JANOME 23U, оверлок JANOME ML 784. Все это необходимо для подготовки обучающихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики. Формирование у школьников технико-технологической грамотности, технологической культуры, культуры труда и прикладной творческой деятельности, социальных навыков помогут в дальнейшем детям обрести доступную им степень самостоятельности в трудовой деятельности.
Для решения задач подготовки умственно отсталых школьников к самостоятельной жизни и труду большое значение имеет продуманная и четкая организация и высокий методический уровень проведения занятий, хорошая техническая и дидактическая оснащенность мастерских.
Принято решение переоборудовать одну швейную мастерскую в кабинет декоративно-прикладного творчества, где обучающиеся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, тяжелыми и множественными нарушениями развития смогут в урочное время изучать предмет «Ремесло», а во внеурочное время найти занятие по душе и по своим физическим и умственным способностям.
В новой оборудованной швейной мастерской с современным оснащением будут изготавливаться костюмы для школьного танцевального коллектива, который является призером и победителем многочисленных конкурсов и фестивалей.
Столярные мастерские находятся на 1 этаже здания. Оборудование мастерских составляет: 6 верстаков столярных ВСТ, 5 верстаков универсальных комбинированных в комплекте с табуретом, пила ленточная «КОРВЕТ 32», станок по обработке деталей.
Мониторинг регионального рынка труда говорит о том, что профессия «столяр» не является востребованной на 100%. Опять же, контингент обучающихся составляет ту категорию детей, которые не смогут овладеть навыками столярного мастерства в полном объеме. В связи с этим необходимо внедрение новых программ трудового и профессионально-трудового обучения по востребованным на региональном рынке труда профессиям.
Проведенный анализ регионального рынка труда подтвердил, что существует потребность в специалистах рабочих специальностей, таких как «швея», «младший обслуживающий персонал», «переплетчик-брошюровщик».
Учитывая данную тенденцию, в школе-интернате, наряду с уже работающими мастерскими, разрабатываются новые направления трудового обучения: «Младший обслуживающий персонал», «Переплетно- картонажное дело и основы полиграфии» и планируется оснащение оборудованием кабинетов и мастерских предметной области «Технология».
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в образовательную программу введены новые учебные предметы: для обучающихся с легкой умственной отсталостью - основы социальной жизни, профильный труд; для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, тяжелыми и множественными нарушениями развития - домоводство, окружающий социальный мир, человек, профильный труд.
Кабинет «Социально-бытовой ориентировки» предназначен для обучения профессиям сферы обслуживания – уборщика производственных и служебных помещений, кухонного рабочего, подсобного рабочего, уборщика территории, рабочего сферы бытовых услуг, а также подготовку к самостоятельному обслуживанию. Спрос на данный вид трудоустройства в нашем регионе - высокий, а особенности обучающихся с ОВЗ соответствуют заданным требованиям. Кабинет условно разделен на зоны по направлениям: комплексное обслуживание и ремонт помещений (основы сантехники), домоводство (сервировка стола, дизайн интерьера), кулинария, обслуживающий персонал (клининговые услуги). В кабинете социально-бытовой ориентировки будут проходить учебные занятия, мероприятия по профориентации, занятия объединений дополнительного образования и внеурочной деятельности: кулинарная студия «Вкусные истории», мастерская «Домашний очаг».
Грамотно оформленные и оснащенные современным оборудованием зоны учебного кабинета обеспечивают безопасность процесса получения знаний школьниками с ОВЗ, дают им возможность комфортно получать необходимые компетенции в направлении обслуживающего труда и профессиональной ориентации для дальнейшей интеграции в общество.
Востребованность на рынке труда таких профессий, как переплетчик и брошюровщик, дает возможность обучающимся с ОВЗ получить начальные профессиональные навыки по специальности типографическое дело.
Первое, что необходимо для типографии — это печатное устройство — цветной лазерный принтер. Логично предположить, что вручную трудно качественно нарезать даже не очень большое количество экземпляров печатной продукции, значит, стоит задуматься о подборе резака .Кроме того, необходим фотоаппарат, перфорационный аппарат и ламинатор. Конечно брошюрную, альбомную и книжную продукцию нельзя представить без шитья блоков. Наша будущая типография должна быть оснащена степлером, позволяющим сшивать блоки внакидку и втачку, и переплетной машиной — на ней возможен переплет на пластиковую пружину. Данный перечень оборудования вполне способен покрыть нужды школы в печатной продукции, с его помощью можно выпускать печатные материалы небольшого тиража.
Полиграфическая мастерская всегда будет обеспечена работой, поскольку она тесно связана с учебной и внеурочной деятельностью. Так, из фотографий и рисунков можно создать коллаж, календарь, буклет, макет школьной стенгазеты; оформить сборники детских стихов и рассказов, отчет по проектной деятельности, сувениры для гостей школы к праздникам. Для занятий по картонажно-переплетному делу и полиграфии необходимо новое, современное оборудование, на котором могли бы успешно обучаться дети с легкой, умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития.
Дооснащение современным оборудованием, применяемым в сферах производства и обслуживания, мастерских (кабинетов) будет способствовать обогащению использования современных технологий и навыков для индивидуального жизнеобеспечения и социального развития.